Роль родителей в игре

Игра доставляет огромное удовольствие ребенку. А родителям стоит осознать всю важность и полезность детской игры. Игра – это не пустое времяпрепровождение. Это время, в котором ребенок получает бесценный опыт, средство самореализации и самовыражения. Но нужно ли специально учить ребенка играть? Давайте разбираться вместе.
Психологи для каждого периода детства выделяют так называемую ведущую деятельность:

  • до года – это эмоционально общение с родными,
  •  от года до трех – предметно-манипулятивная деятельность, 
  • от трех до семи – игровая, 
  • а старше семи – учебная деятельность. 

Но достижение физиологического возраста совсем не говорит о том, что автоматически созревает и ведущая деятельность. Необходимы специальные условия, постепенность, поведение взрослых и демонстрация той или иной деятельности. Так учеником ребенок становится не только потому, что переступает порог школы, но еще и потому что осваивает учебную деятельность: присутствует на урока, воспринимает задачи, решает их, контролирует и оценивает себя, т.е. научиться учиться.

Вот так же и игра. Чтобы овладеть игровой ведущей деятельностью необходимо научиться играть. И взрослый может в этом помочь.

Почему именно взрослый?
Исторически игровая культура передавалась от старших детей к младшим. Потому что раньше дети играли во дворе, компания была разновозрастная и работал естественный механизм передачи игры. Причем малыши часто просто наблюдали за игрой старших, не принимая до поры до времени активного участия. Постепенно они втягивались: сначала на роли исполнителей и выполняли поручения старших, уже умеющих играть, а потом и беря на себя полноценную роль партнера по игре. На место взрослеющих, выходящих из игрового возраста, в компанию вливались новые малыши. Так и сохранялась преемственность.
В современном мире преобладает разделение детей на сверстников, например, в детском саду, а в семьях часто не больше одного ребенка или же старшие очень заняты обучающим процессов. С кем играть? Где перенимать игровой опыт?
Игровой опыт и обучение игре заменяется развивающими игрушками, с которыми так легко опуститься на предыдущий уровень ведущей деятельности и продолжить манипулировать. Манипулировать – это совсем не значит, что играть. Отдельные действия с предметом без сюжета – это не игра.
И потому взрослому отводится очень ответственная роль – носитель игровой культуры и проводник ребенка в мир игровой деятельности.

Но нас же не учили играть! – могут воскликнуть родители.
Читайте выше. Это происходило в общении с более старшими детьми.

Я не помню как играть, ведь я на 25 лет старше ребенка!
Согласна, времени достаточно, чтобы забыть, а при попытке вспомнить увидеть лишь картинку любимых игрушек, без эмоций и сценариев сюжета. Будем учиться заново. Но договоримся, что с азартом и искренней заинтересованностью.

До встречи в следующих статьях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *