Путешествие с Алисой или Разбитое зазеркалье. Рецензия

Знакомство с книгой «Путешествия с Алисой или разбитое зазеркалье» журналистки Натальи Петровой откладывала длительное время. И причина проста – отталкивала сама аннотация, в которой есть вот такие строки «Аутизм – это не «особенные» дети, а больные, которые требуют квалифицированного и комплексного лечения с раннего возраста». В корне не согласна с подобными выводами и приступила к чтению с предубеждениями… Но кое-что интересное и любопытное все же нашла для себя.

Постараюсь быть объективной и отмечу интересную структуру книги, а также саму задумку. Автор общалась с девочкой Алисой и ее мамой, узнавала историю жизни, лечения, а параллельно проводила исследование специализированной литературы, экспериментов, статистические данные. Очень доступный язык написания, что естественно делает книгу расположенной для широкого круга читателей.

В книге существуют такие главы, как «Неврологическая база аутизма», «Аутизм: неврология или психиатрия», «Аутизм: заболевание мозга или заболевание, которое поражает мозг?». Путешествую с Алисой, можно узнать информацию и о родовой травме, и о зеркальных нейронах, гипоксии как основном факторе риска, а также методике Сюзанны Брисон. Так же читателей ждут приложения о стадиях развития ребенка от рождения до года, безусловных рефлексах новорожденных и упражнениях, массажах в комплексе со словарем медицинских терминов.

Пожалуй, самым интересным, объективным и реальным для меня (и возможно полезным читающим родителям) стала классификация родителей по принципу борьбы с аутизмом из главы «Победы и поражения».

Вариант первый – обычно это очень преданные родители, стремящиеся как можно скорее исправить положение. Они делают отчаянные попытки преодолеть трудности и несмотря ни на что, привлечь внимание ребенка, наладить с ним взаимодействие, директивным путем пересилить «упрямство», заставить, не идти у него на поводу…. Надо сказать, что такой директивный, не терпящий возражений подход иногда срабатывает: ребенок действительно может однократно выполнить инструкцию и организоваться… С другой стороны, постоянное превышение реально доступного малышу уровня взаимодействия может спровоцировать возникновение новых и даже более острых поведенческих проблем: фиксированных страхов, в том числе своих близких, нарастающего негативизма, агрессии. Все это приводит к еще большему уходу от контакта, большим сложностям в повседневной жизни.

Вариант второй – как правило, это очень чуткие, бережно подходящие к малышу родители. Поэтому они занимают скорее выжидательную позицию. Почувствовав, что ребенку комфортнее со своими не всегда понятными занятиями, родители перестают пытаться в них активно вмешиваться, пассивно принимают его таким, какой он есть…. Таким образом, невольно возникает как бы вторичная аутизация ребенка и, в итоге, ограничение возможностей его развития

Вариант третий. Такие родители демонстрирую более естественный и гибкий подход: активный, направленный, но вместе с тем и осторожный. С одной стороны, он выражается в постоянном внимании к каждому проявлению активности ребенка, которое может быть использовано для коммуникации и исследования окружения. Вместе с тем, не упускается ни малейшая возможность провоцировать такую активность…. Данный подход, безусловно самый продуктивный.

Книга небольшая, всего 130 страниц и лично мне оставила послевкусие для размышлений, для поисков и желание обратиться авторам, стоящим у истоков.

Хорошее исследование, почва для размышлений, попытка докопаться до истины и чтение, для общего развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *