Аутята. Родителям об аутизме. Введение в тему от Виктора Каган

Мое знакомство с одной из новинок на книжном рынке об аутизме было коротким, ведь объем книги оказался очень небольшим. Делюсь впечатлениями от прочтения «Аутята. Родителям об аутизме» Виктора Каган.
Уважаемый мной автор создал книгу и я не случайно в заголовке к этой статье назвала ее введением. Достаточно поверхностна, не отвечающая на вопросы «Что делать?» и «Как быть», не охватывающая конкретных рекомендаций, но очень чуткая к родителям и жизни с особенным ребенком. Доступный и простой язык способен сделать данную книгу первой в Вашем погружении, исследовании и познании такой непростой темы, как аутизм. Но если Вы специалист или родителей, прочитавший не одну тему, ищущий конкретики, ежедневных задач, новых веяний, то пожалуй, вы будете очень разочарованы.

Пробегусь по темам, которые выделила для себя.

  • Глава «Что нужно для диагноза».
    Мне кажется, что родителям будет полезно пройтись по четко выделенным симптомам и  в случае, если Вы лишь подозреваете аутизм у своего ребенка, честно ответив, обратиться к специалистам.
    Для любителей структурирования информации любопытной окажется таблица со степенями тяжести растройств аутистического спектра.
    Цитирую памятку из книги.

    Важно помнить несколько вещей.
    1. Аутизм — это врожденное состояние искажения развития, проявляющееся прежде всего ограничениями и особенностями общения и социальных контактов.
    2. Аутизм — не болезнь, которая начинается на фоне обычного, так называемого нормального, развития и предполагает возможность так или иначе лечить ее.
    3. Аутизм не утяжеляется, как это бывает при многих психологических заболеваниях. В самые трудных случаях он остается на исходном уровне, в более легких удается добиться большего или меньшего улучшения.
    4. Аутизм неизлечим в том смысле, что лекарства от него не существует. Слово «лечение» подразумевает использование самых разнообразных методов — от лекарственных до психологических. С их помощью можно уменьшать частоту и интенсивность нежелательного поведения, помогать ребенку использовать имеющийся у него потенциал развития, чтобы он мог развивать необходимые для самостоятельной жизни навыки и как можно лучше использовать их для продуктивного общения и приспособления к жизни в обществе.
    5. При оказании помощи первыми симптомами, которые начинают меняться, являются нарушение в общении. Но они же остаются наиболее устойчивыми, так что сохраняются, пусть и в более мягком виде, даже при самом большом успехе.

  • Как игровой терапевт, я не могла не выделить отдельно часть «Игра и творчество».
    Мне было важно расставить акценты и маркеры об однообразии,  задержке появления сюжетных и преобладания стереотипных игр с неигровыми предметами. Автор выделяет важность отыгрывания некоторых ситуаций и что эффект у такого проигрывания больший, чем удалось достичь взрослому. Важно помочь не утопить такие игры в стереотипности, переключая ребенка в нужное время на другие занятия или способствуя расширению игры на другие области и ситуации общения.
  • Понравилась классификация родителей на адвокатов и прокуроров,  а также очень жизненное описание ситуации растворения в ребенке.
    Приведу эту классификацию, а также последствия выбранной родителями позиции в аудио. Для прослушивания нажмите на треугольник. Узнали ли себя в адвокате или прокуроре?
  • Интересна вселяющая надежду история девочки, приведенная в конце книги.
    Тезисно прослеживается динамика, кратко даются выжимки после встреч с 3,5 лет до 15 лет.
  • Автор книги призывает читателей быть толерантными. И мне кажется, само заявление этой темы делает большой вклад в социальное сознание. Может быть на одну маму, которая не уведет своего ребенка от аутенка и позволит им быть рядом, станет больше. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *