Играть или развивать?

Взгляд игрового терапевта на раннее развитие. Приподнимаю вуаль и рассказываю, что вижу в своей практике. Как дети, чьи мамы увлечены ранним развитием, играют, как построено их взаимодействие между собой, а также порассуждаем к чему же все идет….

Эпизод первый.

Мама и сын в моем кабинете. Ему только-только исполнилось 4 года. Спокойный, послушный, не много стесняющийся меня, незнакомого взрослого. С любопытством осматривает полки с игрушками, но поглядывает на маму, ожидая разрешения. «Здесь можно все что угодно» — сообщаю я заветные слова. Горящие глаза и несмелый первый выбор игрушки.

Машинка. Достаточно традиционно для мальчишки. И тут включается мама: «А какая марка у этой машины? Он все марки у нас знает. А цвет какой? Понятно, что красный, ты нам на английском скажи». Сын со знанием дела отвечает на все мамины вопросы и …. ставит машинку обратно на полку.
Идем дальше и выбираем кассу. Нажимает кнопочки, быстро разобрался как включается, открывает ящик с деньгами и предлагает мне поиграть в магазин. Вдруг передумал и решил, что лучше с мамой. Несет ей денежки, чтобы мамочка стала покупателем. Снова передумал и говорит: «Вообще-то у меня кафе и я буду продавать пирожные». Отличная задумка. Вот только мама на этом этапе предлагает сначала посчитать денежки, демонстрируя мне навыки сложения: «1+2=3, 3+5=8, а 8+10=…. 18» с небольшими паузами без ошибок произносит мальчишка. Довольная мама. Спокойный малыш. Берет кассу и …. ставит ее обратно на полку. У меня впечатление, что он просто забыл о своей идеи про кафе. И снова растерянность, поиск глазами и новый выбор. Чем на этот раз предложит заняться мама?

То, что происходит, спорно для меня. Увлеченность мамы на лицо. Использование каждой минутки для ненавязчивого (действительно ли так?) обучения удобно. Не каждая мама вот так сходу может придумать как связать интерес ребенка и возможность что-то повторить. Я восхищена и впечатлена академическими знаниями ребенка. Но игры-то нет! Не лишаем ли большего, чем успеваем и хотим дать?

Эпизод второй.

Мама и дочка 6-ти лет. Скоро в школу. Переживания мамы по поводу сложностей общения со сверстниками. Нет, в садик не ходим. Пробовали два года назад, но доче было не интересно. Никто в группе не соответствовал ее уровню развития. О чем вообще можно ей разговаривать с детьми, которые в 4 года даже не знают какие планеты входят в Солнечную систему?
Минуточку. Мама искренне верит и считает, что дети в детском саду ведут светские беседы?

А дочка что? Откровенно скучает. Все игрушки ей не интересны. Но рассматривает. Больше всего приглянулись домики, которые используются для песочной терапии. Один из домиков – Эйфелева башня. «PARIS» — читает она на английском и вновь поражает меня знаниями и умениями. А что дальше делать – на знает. Нет других надписей. Ставим на место и ищем другой предмет с надписью.

Вернемся к задаче, с которой мама и дочка появились в моем кабинете – сложности общения со сверстниками. Так они на разных языках говорят и явно требуется переводчик с марсианского. Дети (особенно в дошкольном возрасте) общаются на языке игры и, зная английский в свои шесть лет, моя юная героиня забыла (или не знала?) все диалекты, которые помогли бы выйти на связь и обрести друзей.

Эпизод третий.

Папа и сын, почти 6 лет. Такой мужской состав – редкость на моих консультациях. И как бальзам на душу льется мне запрос от папы – сын не умеет играть.
Да и некогда ему. У нас группа кратковременно пребывания, потом бассейн и фехтование, в другие дни хор и рисование. Мы заботимся о гармоничном развитии ребенка. Спорт мальчишке необходим. Да и творчество не помешает. Только вот в свободное время сын не знает, чем себя занять.

Спрашиваю мальчика во что он любит играть. Ответ – в рыцарей. Папа перебивает: «Ага, в рыцарей. Это так у него называется – Дарт Вейдер, да звездные войны одни на уме. А про моих Короля Артура и Ланселота слышать не хочет. Я уж и в богатырей ему предлагал играть. Мне кажется, что они добрее зарубежных рыцарей и несут нашу национальную культуру. Только все ему не интересно». Охохонюшки…. Остается мне лишь грустно вздыхать….
Нет, энциклопедические знания и истории про рыцарей — это увлекательно. Но может быть найти им другое время и не подменять ими совместную игру?

Поверьте, я не противник раннего развития и сама достаточно увлечена разными методиками, пробую, применяю, занимаюсь с детьми. Но мы и играем. Просто так играем. Без цели. Без ожидания результата. Без ежесекундного обучения.

Попробуйте хоть не надолго отдать инициативу в руки ребенка. Это не менее полезный и ценный опыт, чем зубрежка и натаскивание на правильные ответы. Фантазию, воображение и креатив никто не отменял. И лучше всего эти способности развиваются в игре. Не играющие и скучающие дети — это уже практически аксиома. Старички в юном возрасте. Разве это счастливое детство?

Верю, что вам удастся найти баланс между игрой и ранним развитием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *