Агрессивные игры: запрещать или разрешать?

Как игровой терапевт, сегодня хотела бы обсудить с Вами агрессивные игры детей и предложить три игры для конструктивного выхода агрессии.
Все чаще я сталкиваюсь с опасениями родителей и с запретами на шумные, активные, разрушительные, не мирные и на первый взгляд, не гуманные игры детей.
Так ли они опасны и вредны для развития ребенка? Давайте разбираться.
Игра – это язык ребенка, а игрушки – слова. С помощью свободной игры дети перерабатываю свои впечатления, которые получены в течении дня.
Вынужден был малыш сдерживать себя и вести «прилично» в стенах детского сада – дома хочется разрядки и позволения быть самим собой. От сюда и шум, который слышен Вам из детской.
Оказавшись в конфликтной ситуации или под давлением, например, сверстников на детской площадке, не справившись с переживаниями, что еще ребенку остается делать, как не проигрывать раз за разом это дома? Столкновения машин, аварии, разрушение городов, драки с братьями – все это выход скопившегося напряжения, способы снять стресс.
В разумных пределах такие игры НЕОБХОДИМЫ нашим детям.

В своей книге «Игра» Стюарт Браун, ведущий эксперт в области психологии игры пишет: «Исследования игры, имитирующие схватки, у животных и людей показало, что они необходимы для развития и поддержки социальной осознанности, сотрудничества, справедливости и альтруизма…. Недостаток таких игр в детстве мешает научиться компромиссу, необходимому для социального взаимодействия, и есть доказательства, что дети, лишенные возможности играть в них, во взрослом возрасте труднее контролируют позывы к насилию».

Так что, дорогие мои родители, несколько минут в день побеситься и поиграть в агрессивные игры МОЖНО и НУЖНО каждому ребенку. Это путь к эмоциональному благополучию ребенка.

Что если агрессивные игры не заканчиваются, и ребенок играет только в них?
Повод задуматься и что-то поменять в окружающей обстановке, своем способе общения с малышом, понаблюдать и устранить тревожащие факторы.
И еще я предлагаю обратиться уже не к свободной игре, а к играм с правилами, в которые Вы можете предложить поиграть.

«Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Будем передавать мяч и называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключении игры важно сказать что-то приятное друг другу, например, «А ты, …. солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Толкалки»
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Встать на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера (родителям придется подыгрывать и не вытягивать руки полностью). По сигналу начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Маленькое привидение»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
«Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку будем делать руками вот такое движение: согнутые в локтях руки, пальцы растопырены и произносить страшным голосом звук «У». тихо хлопать, то нужно тихо произносить «У», если громко хлопать, то пугать можно громко. Но помни, что мы — добрые привидения и хотим только слегка пошутить».
Заканчиваем игру: «Было здорово! Пошутили и достаточно. Давай снова станем мамой и сыночком/дочкой!»

Хочется еще добавить, что в любой детской игре ведущая эмоция – это радость. Чем больше радости, тем полнее и счастливее детство.
Играйте с радостью и удовольствием!

Интересное по теме:

Играть или развивать? 

Какие игрушки нужны ребенку?

Запишитесь на консультацию игрового терапевта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *